Вагонка - стандарты, классы, сорта

Появлению названия «вагонка» мы обязаны железной дороге. Раньше железнодорожные вагоны обшивали узкой тонкой доской. Отсюда и взялось название пиломатериала, который с течением времени стал очень популярным.

Какую доску следует считать вагонкой

Среди основных критериев принадлежности материала к этой категориивыделяют:

  • Толщину.Она находится в пределах 7-20 мм.
  • Ширину. Ширина такой доски не превышает 150 мм. При этом она, как минимум вдвое больше толщины.
  • Качество поверхностей. Они здесь строганные, хорошо обработанные. Какая-то дополнительная обработка пиломатериала перед использованием не требуется.
  • Влажность. Для производства вагонки используется дерево влажностью не более 15%. Для этого оно высушивается в камерах. За счет таких показателей влажности материал становится устойчивым к температурным расширениям, его практически «не ведет», не требуется усадка.
  • Способ обработки боковой поверхности. Это может быть шпунтовка (шип 4-5 мм) или фальцовка.

Стандарты, регламентирующие производство вагонки

В РФ в продаже присутствует пиломатериал, производимый по отечественному ГОСТ 8242–88 и по европейскому стандарту DIN 68126/86. Отечественный стандарт не подразумевает деления материала на сорта. Он делит вагонку на 2 группы: для использования на нелицевой или лицевой поверхности (под прозрачное или непрозрачное покрытие).

К слову, современные производители предпочитают при классификации вагонки использоватьстандарты DIN (хотя они не обязательны к применению на территории РФ)из-за более удобной системы классификации. Также допускается применение изготовителями собственных ТУ. И при их составлении большинство придерживается все тех же европейских стандартов.

Согласно им выделяют 3 сорта вагонки:

  • A . Допускается наличие небольших трещин на поверхности и не более 20% сердцевины дерева. «Вываливающихся», черных сучков, синевы, гнили быть не должно. Отличный вариант для чистовой внутренней отделки.
  • B . Могут быть трещины (но не сквозные, не переходящие на торцевую часть). Допускается наличие вмятин, сколов, выбоин размером не более 30 мм на каждые 0.6 м длины изделия, не более 3 червоточин на погонный метр. Может быть гниль, но не более 10% площади. Бюджетный вариант, который можно использовать в том числе и для чистовой внутренней отделки (при условии «маскировки» изъянов).
  • C . Самый дешевый вариант. Качество — не очень. Допускаются сучки в любом количестве, любые трещины, гниль, сердцевина дерева и пр. рекомендуется для черновых и подсобных работ.

Также в последнее время еще принято выделять классы вагонки «Экстра» и «Прима».Это доска высшего качества, без сучков или каких-либо других дефектов. Материал можно отнести к категории «элитных».

Еще один критерий классификации этого пиломатериала

В зависимости от лицевого профиля вагонку делят на:

  • «Традиционную». Возле шипа у нее выбрана фаска. Из-за этого после монтажа хорошо виден шов.
  • «Софтлайн». Похожа на предыдущий вариант. Но здесь край фаски скруглен.
  • «Штиль». При обшивке этим материалом швы получаются минимальными. Все из-за отсутствия фаски возле шипа.
  • «Ландхаус». Лицевая панель фрезеруется.В результате на поверхности получается сложный рисунок.
  • «Американка». Имитирует сайдинговые панели. Возле шипа снимается фаска, которая переходит к лицевой части доски.
  • «Блок-хаус». Лицевая сторона скруглена, за счет чего при обшивке таким материалом создается впечатление, что дом построен из бревна.

Вагонка может быть двусторонней. Вариант подходит для сооружения перегородок. Часть с обеих сторон здесь лицевые.